Поскольку дети учатся говорить с такой скоростью, родителям зачастую нелегко определить, говорит ли их ребенок в соответствии с возрастом.
В том возрасте, когда дети обычно могут общаться на языке естественным образом, у некоторых детей наблюдаются явные и трудные — непонятное произношение или произнесение только частичных и неполных предложений. Другие дети с большим трудом понимают, что им говорят. Мальчики страдают гораздо чаще, чем девочки.
Если развитие речи вашего ребенка на 3-м году жизни похоже на развитие речи других детей, но значительно запаздывает (примерно на 6 месяцев), возможно, имеет место задержка языкового развития. Особый случай, подобный этому — так называемые задержанные носители языка. Это дети, которые развиваются в целом и не имеют выявленных физических или психических нарушений, но не говорят до конца второго года жизни (менее 50 слов).
Нарушение развития речи проявляется только к 3 годам, и это необходимо тщательно выяснить, разобраться и при необходимости провести лечение. Чем раньше будут определены отклонения в освоении языка, тем успешнее можно оказать ребенку поддержку в его языковом развитии.
Языковые ошибки AUS являются нормальными при обучении речи
Однако не каждая аномалия является нарушением. Некоторые ошибки в произношении являются вполне нормальными при обучении речи, например:
- Произносить вслух (винтовка вместо плавание)
- Заменять звуки другими звуками (лезть вместо застрять)
- Неправильное образование звуков, например, Zischlauten (детоубийство)
- Вместе со словами (грива вместо банан)
- Неправильное упорядочивание (Doni вместо Dino, Luftbong вместо balloon).
Часто возникают временные травмы
Даже временное заикание не сразу проходит. Около 5 процентов детей между вторым и пятым годами жизни время от времени заикаются: громкие звуки, слоги или слова повторяются или поток речи прерывается колебаниями и паузами. У большинства детей это проходит само по себе. Даже в первые годы обучения в школе заикание может временно проявляться, но в конце концов оно полностью исчезает. Однако если вы сомневаетесь в том, является ли однозначная речь вашего ребенка или его заикание правильным и «нормальным» или нет, поговорите с вашим педиатром.
Возможные указания на нарушения языкового развития
Если действительно существует нарушение в развитии языка, необходимо установить технический диагноз. Возможные ссылки на нарушения в развитии языка вы найдете в этой таблице:
- Ребенок совсем не пристегивается, когда остается один в своей кроватке.
- Отсутствуют последовательности слогов типа «Дадада» и двойные слоги типа «Гага».
- Звуки отсутствуют или не произносятся вообще.
- Ребенок практически не проявляет интереса к детской лирике и, например, не испытывает радости от особенностей старомодных ручных игрушек.
- Он почти никогда не указывает на что-то, чтобы попросить развлечь его.
- Ребенок не владеет одним-двумя словами.
- Только несколько или ни одного слова в правильной позиции и не делает особого ударения на слоги.
- Ребенок проявляет мало интереса к слушанию объяснений, чтению, игре или пению детских песен.
- Словарный запас и грамматические навыки ориентировочные.
- Говорит медленно и с неправильным произношением.
Когда требуется техническая помощь
Если вы заметили описанные или похожие формы поведения у своего ребенка, вам следует обратиться к своему педиатру не позднее следующего U-осмотра. Даже если вы сомневаетесь, хорошо ли слышит ваш ребенок, вам следует проследить за ним, поскольку плохое произношение, в частности, может быть вызвано и проблемами со слухом.
В любом случае вам следует обратиться за технической поддержкой, если вы заметили у своего ребенка следующие отклонения от нормы:
- Ваш ребенок говорит менее 20-30 слов (кроме мамы и папы), или у вас создается впечатление, что он говорит меньше и менее четко, чем сверстники. Педиатр может определить, просто ли вашему ребенку требуется больше времени, или есть ошибка или задержка, которую необходимо устранить.
- Ваш четырехлетний ребенок не понимается окружающими из-за ошибки в произношении или делает такие ошибки в возрасте пяти лет.
- Ваш ребенок понимает гораздо хуже, чем дети того же возраста.
- Ваш ребенок стучит настойчиво в течение как минимум трех месяцев или повторяет так много, что поток языка значительно прерывается.
- Ваш ребенок продолжает стучать в школе или начинает только после своего пятого дня рождения.
Нарушение развития языка, как правило, должны определять и лечить специалисты по языку, голосу и нарушениям слуха у детей (фонетика и педиатрия). Чем раньше будет выявлена возможная задержка или нарушение развития языка, тем больше шансов на успех целенаправленных мер поддержки.