0-6 лет CC BY-NC-ND Текст на этой странице, если не указано иное, защищен авторским правом и лицензирован в соответствии с лицензией Creative Commons Имя Некоммерческое-Непереработка 3. 0 Германия.
Строить отношения с другими людьми, ориентироваться в группах, утверждать себя и принимать к сведению — всему этому ребенок должен научиться.
Даже младенец присматривается друг к другу
С самого рождения ребенок обладает определенными особенностями и навыками построения отношений с окружающими людьми:
- Младенец уже может воспринимать окружающую среду всеми органами чувств и реагировать на нее.
- Он проявляет особое предпочтение к человеческим голосам и человеческому лицу.
- Он может сообщать о чем-то через позу, выражение лица, проекционное поведение и, наконец, через звуки, потребности, интерес, а также отсутствие интереса к чему-либо.
Растущее чувство самосознания примерно с двух-трех месяцев, а также уже сформировавшиеся навыки — например, усиливающийся контроль головы, более острое зрение — также влияют на сотрудничество:
- Ваш ребенок приглашает вас познакомиться с ним своей первой улыбкой.
- В зависимости от причины своего дискомфорта он, вероятно, может кричать по-разному, и поэтому может четко определить, голоден ли он, устал или ему скучно.
- С первого взгляда мимика, звуки и жесты могут быть все более «занимательными». Если вы отвечаете ему, он явно проявляет радость.
- Как и раньше, он больше не зависит от тесного физического контакта для близости переживаний. Он все больше интересуется своим окружением.
Примерно в шесть месяцев дети обычно начинают обращать внимание на выражение лица своего сверстника и постепенно улыбаются только дружелюбным лицам: в последующие месяцы ребенок, вероятно, будет чувствовать себя неловко по отношению к незнакомым людям. Большинство детей сейчас используют — хотя и в очень разной степени — так — называют незнакомцев.
Но, несмотря на незнакомца, ребенок, вероятно, научился взаимодействовать с другими людьми к концу первого года жизни. Однако обычно она встречает незнакомцев сдержанно.
От нас к нам
На третьем году жизни дети все больше интересуются тем, что побуждает людей вести себя и действовать определенным образом. Ваш ребенок теперь хочет знать: «Почему он плачет?».
Теперь они все больше способны строить отношения с людьми вне семьи, даже если поначалу им нужна поддержка для установления контакта. Однако, когда детям исполняется около трех лет, они обычно способны самостоятельно устанавливать контакты с другими людьми. Теперь ваш ребенок может завязать первые, хотя обычно и недолговечные, дружеские отношения.
К концу четвертого года жизни ваш ребенок, наконец, может начать представлять, что другие люди чувствуют, думают и действуют иначе, чем он сам. Это позволяет им все лучше и лучше сопереживать другим. Эгоизм первых лет жизни постепенно превращается в интерес к другим, и дружба, которую заводит ваш ребенок, может длиться месяцами или даже годами.
Особый интерес: другие дети
Даже младенцы очарованы другими детьми, и чем старше становится ребенок, тем важнее для него игры со сверстниками: дети могут научиться взаимодействовать друг с другом и проверить правила «взрослых».
Однако дети в возрасте одного-двух лет еще не могут играть вместе. В этом возрасте они еще играют бок о бок и каждый сам по себе, но они внимательно наблюдают друг за другом. Особенно на детской площадке дети очень внимательно наблюдают за действиями других детей и пытаются подражать тому, что им кажется особенно интересным в их действиях.
К концу второго года жизни ваш ребенок сделает ошеломляющее открытие: «Это я!», но он еще не может сопереживать другим: В данный момент он знает только свои собственные желания и еще не может представить, что, например, маленький товарищ по команде на детской площадке грустит, потому что у него забрали лопату. Поэтому многие игры со сверстниками могут быть внезапно прерваны толчками и ударами. Такое поведение нормально для данного возраста и через некоторое время обычно возобновляется мирно.
Так ребенок учится справедливости и вниманию
Ребенок учится не только тому, как обращаться с другими людьми и как ладить с другими детьми, но и через поведение родителей.