0-12 месяцев CC BY-NC-ND Текст на этой странице, если не указано иное, защищен авторским правом и лицензирован по лицензии Creative Commons Attribution-Not Commercial and No Processing License 3. 0 Germany.
В течение двенадцати месяцев ребенок приобретает многочисленные навыки владения руками и ловкости и имеет базовые представления о том, какими могут быть вещи.
Знакомство с руками и пальцами
Даже новорожденный плотно обхватывает своей рукой палец матери или отца. Это так называемый рефлекс Грейфа — врожденный рефлекторный ответ, вызываемый прикосновением к ладони. Этот рефлекс все больше и больше уменьшается по мере развития желания хватать и в конце концов полностью утрачивается.
Но прежде чем ребенок сможет что-то держать и хватать, ему необходимо освоить навыки владения своими руками и пальцами:
- Он кладет пальцы в рот, и они у него во рту.
- Он держит руку перед лицом и смотрит, как двигаются пальцы.
- Он сводит руки вместе и касается одной рукой другой.
При такой интенсивной заботе о своих руках и пальцах ребенок одновременно лучше тренирует свои глаза и совершенствует движения рук. В конце концов, примерно к концу третьего месяца жизни он способен вскоре схватывать мелкие предметы.
Начало целенаправленного хватания
В самых разнообразных вещах, которые вы передаете своему ребенку, теперь он пробует, как он может схватить и удержать.
- Примерно в четыре-пять месяцев ваш ребенок наконец-то может дотянуться до предметов, которые находятся в его пространстве.
- Чуть позже — в возрасте около полугода — ваш ребенок захватывает и удерживает маленькую игрушку, например, свои погремушки, возможно, уже одной рукой, переключаясь с одной руки и двигая ее вперед-назад.
К этому времени у большинства детей исчезает рефлекс Грайфа.
Руки «Исследование инструментов»
С появлением способности целенаправленно хватать и держать все теперь вызывает детское любопытство, которое стоит на первом месте у вашего ребенка: то, что он может схватить, было взято в руки и точно исследовано — положено в рот, засунуто, посмотрено вперед и назад.
Вместе с этими «опытами» ваш ребенок также получает разнообразный сенсорный опыт:
- Он видит, слышит, обоняет, толкает, имеет предметы.
- Он узнает кое-что о своей массе, весе и о том, как вести себя при падении.
- Он узнает, каковы на ощупь различные материалы — мягкие, твердые, холодные, горячие, гладкие, круглые, угловатые — и многое другое.
На основе этих различных восприятий при держании на руках у ребенка постепенно формируется представление о вещах, а само движение держания «сохраняется» как способ действия.
Этапы развития ребенка
Младенец знакомится со своими пальцами и руками и учится использовать их по-разному. На инфографике показаны наиболее важные этапы.
Улучшение захвата
Примерно к семи-восьми месяцам ваш ребенок уже может захватывать небольшие предметы между большим и указательным пальцами (захват ножницами). Как только появится шнур, например, на утке, он сможет использовать на нем свои игрушки. К концу первого года жизни дети обычно настолько ловко управляются со своими руками и пальцами, что могут понимать даже самые маленькие крошки и хрусты кончиками большого и указательного пальцев (таким образом — захват пинцетом). В этом возрасте уже можно брать мячик обеими руками.
Изъятие вещей все еще пытается
Если в конце первого года жизни ваш ребенок, вероятно, может понимать и удерживать вещи, но это не значит, что их можно снова целенаправленно отпускать. Они научатся этому только в течение следующих нескольких месяцев. Так что если ваш ребенок явно роняет свою игрушку с резкими движениями рук и кистей, он не хочет сказать, что она ему не нравится: он просто хочет избавиться от погремушки, матерчатой куклы, плюшевого мишки на данный момент! (По состоянию на 15 ноября 2019 года)
Если не указано иное, текст на этой странице защищен авторским правом и лицензирован в соответствии с Creative Commons Название Некоммерческая Лицензия Обработка 3. 0 Германия. Обратите внимание на наши инструкции.