Программы обучения сну, такие как Ферберн, призваны помочь детям с постоянными проблемами со сном. Какие программы обучения сну существуют, почему они вызывают споры и что следует учитывать и соблюдать.
Использование программы обучения сну требует тщательного рассмотрения
Все программы обучения сну, даже сравнительно мягкие методы, могут быть чрезвычайно стрессовыми как для ребенка, так и для родителей. Поэтому их следует рассматривать только после тщательного изучения и обследования, а также после консультации с педиатром.
Если вы рассматриваете возможность использования программы обучения сну, вот некоторые моменты, которые следует рассмотреть и принять во внимание:
- Программы обучения сну обычно рекомендуются только с годовалого возраста и ни в коем случае не должны запускаться раньше.
- Прежде всего, поговорите с вашим педиатром о проблемах со сном вашего ребенка и получите совет, как можно взять эти проблемы под контроль другими способами. При необходимости можно обратиться за дополнительной терапевтической поддержкой.
- Перед проведением программы обучения сну педиатр должен выяснить, есть ли органические или психологические причины проблем со сном. Ваш ребенок должен быть физически и психически здоров.
- Часто вы можете изменить стрессовые привычки сна гораздо более мягким способом — своим собственным последовательным поведением и немного терпения. Только если все остальное не помогает, а проблемы со сном у вашего ребенка настолько серьезны, что необходимо срочно что-то предпринимать, стоит задуматься о программе обучения сну.
- Программы обучения сну не являются панацеей — даже если иногда создается впечатление, что они имеют впечатляющие показатели успеха. Они не подходят для каждого ребенка, не в каждой ситуации и не для каждого родителя.
- Прежде чем начать программу обучения сну, оба родителя должны хорошо подумать, хотят ли они взвалить это бремя на своего ребенка и на себя и смогут ли они справиться с ним вместе.
Фэйрберн
Большинство программ для сна восходят к методу, разработанному исследователем сна Ричардом Фербером в США. Это программы контекстуальной терапии, которые предполагают, что привычки детей спать можно изменить за относительно короткий период времени с помощью фиксированного «плана лечения». Ребенок должен научиться спать ночью в одиночестве, чтобы найти свой путь к ночному сну. После ритуальной ночи его укладывают в постель, после чего родители выходят из комнаты. Если ребенок плачет или кричит, родители ждут определенное время (до 30 минут!), прежде чем вернуться к ребенку. После краткого заверения ребенка («Я здесь, все в порядке, ты можешь спать») родители снова выходят из комнаты и т.д.
Фрайбургский метод песочных часов
В Германии методом Фербера занимались в основном психолог-аспирант Аннет Каст-Зан и врач д-р Х. Моргенрот («Каждый ребенок может научиться спать»), его подхватил и развил «Фрайбургский эксцентриситет сна» («Фрайбургский метод песочных часов»). В обоих случаях план лечения несколько изменился.
Фрайбургский метод песочных часов» — это сравнительно щадящий вариант, который, в отличие от других методов, предполагает лишь относительно короткое время плача (максимум девять минут). Песочные часы отмеряют время, которое родители проводят вне детской спальни. По истечении заданного времени родители проводят с ребенком три минуты, чтобы успокоить его, прежде чем выйти из комнаты. Изобретатели» метода Хугласа Фрайбурга рекомендуют использовать эту программу только после двенадцатого месяца жизни.
Использование таких программ очень спорно в науке и медицине. Если это вообще возможно, то об этом следует думать после первого года жизни и только в том случае, если семья находится в крайне тревожном состоянии.
Программы сна — да или нет?
Действительно ли «программы сна» действительно полезны? И не вредят ли они ребенку? У нас есть эксперт по детскому сну доктор Альфред Витер.